Iggy Pop / Tarwater / Alva Noto
Leaves Of Grass

Конечно, «Листья травы» Уитмена сами по себе весят гораздо больше, чем эта пластинка: как-то неловко даже сравнивать оригинал и какое угодно — пусть даже самое лучшее — его прочтение. Одно из главных произведений американской литературы, я даже не знаю, с чем его по масштабу и влиянию сравнить у нас. С «Евгением Онегиным»? С «1905 годом»? Сложно такое потянуть. Но потертый Игги Поп тянет.

Тут понимаешь, насколько далеко шагнул жанр spoken words. Здесь у нас аналогов нет не каким-то исполнителям, а целому явлению — и долго еще не будет. Выбрасывайте и экзальтированных девочек, которые зачем-то читают Бродского под плохую электронщину, и последнее кино про Мандельштама с рэпчиком.

Да, Игги Поп не передает всего размаха Уитмена: Уитмен светлее, шире и разнообразнее. Но, Уолт Уитмен, глянь, куда привела твоя борода.



Mothers
When You Walk a Long Distance You Are Tired

Коллектив из сердца Юга, но вовсе не американа и не южная готика, а в основном гитарный меланхоличный инди-поп. Более тихий, чем можно было бы подумать после прошлогоднего сингла.

Доля экстатичной фолковости и кантри, впрочем, есть — за счет характерного дрожащего голоса Кристины Лешпер. Кажется, она отлично понимает свою самую сильную и узнаваемую сторону, но слишком сильно полагается на нее, и результат — некоторое однообразие не только в песнях, но и в подаче: это вибрато просто везде.

Все это — и убаюкивающие переборчики, и тихонько всплывающую виолончель — мы уже слышали не раз, но в лучших песнях альбом звучит чисто и искренне.



Kanye West
The Life of Pablo

Хип-хоп, закрепившись в смысле главной новой поп-музыки, не хочет этим удовлетворяться. Да как вы можете даже подумать такое? Это же искусство, а Канье Уэст — большой художник. Главный художник в мире!

Скажу, наверное, непопулярную вещь: в этом всем (да будем искренни — даже в чествовании как крупного поэта Кендрика Ламара) есть, конечно, изрядная доля фальши и некрасивой игры. Такой учебник по изучению современных масс-медиа. Сам факт прикосновения неандерграундного хип-хопа к «большим» темам вроде как уже и традиционно достаточен для констатации величия, как будто ему постоянно делается скидка на статус.

Life of Pablo звучит хаотично, небрежно и, впрочем, совсем не вымученно. Просто слышно, что там 30 продюсеров и один Канье. Как будто он стоит на распутье и не знает, чем дальше ему заняться, — и пока скидывает в одну кучу все, к чему может прикоснуться.



Kula Shaker
K2.0

И еще раз о ретромании. Ну кто бы спорил, что 60-е сейчас в моде. Точнее, не 60-е, а какие-то куски, обрывки оттуда. Фуззы, но без убийства Кеннеди и парижской революции. В этом плане не надо забывать, что психоделическая культура — это в том числе йоги, ламы и бритые головы. И разумеется, псевдойоги и псевдоламы тоже.

В этом плане Kula Shaker многими воспринимаются более аутентичными, чем куча групп, всплывших на волне сайкоделик-ревайвла.

Однако нет. Да, на новом альбоме попадаются рага-вставки, тут изредка звучит ситар, но в этом это очень жизнерадостный поп-фолк-рок. Иногда — как в Let Love B (With U) — отчаянно британский, а иногда — как 33 Crows — совершенно в духе американских фолк-фестивалей начала 60-х. Порой же звучание падает совсем уж в брит-поп 90-е.

Нарочито эклектичная, хорошо звучащая работа, оставляющая несколько смешанное впечатление.



Lucinda Williams
The Ghost of Highway 20

А вот вам уже и настоящее кантри, причем от старой гвардии. Если вы смотрели первый сезон «Настоящего детектива», то наверняка слышали Люсинду Уильямс с песней «Are You Alright». В общем, это тягучая американа с невообразимым вокалом, который сложно описать. Скрипучий? Дребезжащий? Наверное, один из лучших женских вокалов в кантри. На одном уровне с Эммилу Харрис.

В общем, все крутится вокруг этого чудного голоса. Понятно, что он играет на привычном поле песен про дороги, смерть и Бога и что The Ghost of Highway 20 — это не прорыв в жанре, а, скорее, кропотливое следование устоявшимся традициям и штампам. С другой стороны, здесь на гитаре играет Билл Фризелл (который вообще-то авангардист и издавался на зорновском Tzadik), а миксы хрипловаты и драматичны. В общем, собрано воедино все просто идеально.



Matmos
Ultimate Care II

Music concrete, кажется, осталась далеко в прошлом, и порой даже странно, что некоторые энтузиасты с ухмылкой постмодернистов тридцатилетней свежести упорно продолжают идти по этому пути. Чего там, стиральные машины уже сэмплировали? Плевать, сделаем это еще раз.

Для Matmos такая идея кажется уже слишком самоочевидной, но хватка на месте: в результате альбом, собранный из звуков этой самой машины, звучит чуть ли не как изи-листнинг. А вообще вся соль игры в том, что мы даже не знаем: может, они и не сэмплировали всех этих глитчевых скрипов и перкуссий, а нам тут рассказывают небылицы.



Venetian Snares
Traditional Synthesizer Music

Последние годы Аарон Фанк не так богат на релизы, как в былые времена, так что этот альбом наверняка будет для многих ожидаемым. Тем более что канадский электронщик решил помудрить. Самые известные его работы все же однозначно «компьютерные», а здесь мы видим альбом, принципиально записанный вживую на модульных синтезаторах.

Модульные синтезаторы — это вообще вещь в себе. Да, их можно рассматривать как форму музыкального технофетишизма в крайней степени, но — в отличие большинства музыкальных девайсов, уходящих в 50-60-е годы, — модульники не приобрели сомнительного флера ретромании. Синтезаторам удалось то, чего пока не удалось гитарам: сделать круг и выйти на новый уровень, синтезировав (пардон за каламбур) цифровые и аналоговые технологии. Диалектика для самых маленьких.

Сама же Traditional Synthesizer Music звучит очень академично. Да, по тембрам здесь есть отличия от предыдущих работ, но в целом это все тот же замороченный кривой IDM/брейккор, к концу альбома уходящий в совсем мрачные дали.



Steve Reich
Four Organs; Phase Patterns

А эта пластинка вышла в самом-самом конце января, но я не удержался от того, чтобы вставить ее в февральскую подборку, причем именно после Matmos и Venetian Snares. Это переиздание, концертная запись двух известных вещей Райха — Four Organ и Phrase Pattern.

По сути, принципы современной экспериментальной музыки заложили именно Райх и еще несколько композиторов. Начав с пленочных лупов и прочих забав с магнитофонами, он за несколько лет перенес наработанные концепции и в среду живых инструментов. Это минимализм как он есть, без примесей и без саундтречности. Знаковые вещи для своего времени, знаковые и сейчас — хотя бы чтобы понимать, откуда у чего растут ноги.



Emma Pollock
In Search of Harperfield

Такие пластинки часто проходят мимо, но ведь неплохо же. Третий сольник бывшей участницы «самой недооцененной шотландской группы» The Delgados совсем не шокирует и не удивляет.

Да и изменилось ли что-нибудь с тех пор? Ведь формально это все тот же несколько барочный инди-поп с печально-тревожными струнными — как если бы Ник Дрейк воскрес, стал женщиной и нашел припопсованного аранжировщика. И вот как раз в аранжировках можно найти крупицы истины, как в почти майклонаймановской Alabaster. Клише «эти песни могли бы быть саундтреками» придумано как раз для таких случаев.

Читайте также

Weekend

Итоги 2015: музыка

Подводя итоги 2015 года, «Югополис» выбрал лучшие, по мнению редакции, музыкальные альбомы, которые вышли в ушедшем году.
Александр Родионов
Weekend

Музыка. Лучшие альбомы января

Завещание мастера, трип-хоп и запасы из старых сундуков. «Югополис» подвел музыкальные итоги января, выбрав десять самых любопытных пластинок месяца.
Иван Белецкий

Первая полоса

Последние новости

Weekend

Роман Попов: «Хочется творить добрые, вечные истории»

Комедиант Роман Попов стал известен широкой публике благодаря роли Игоря Мухича, смешного непосредственного детектива – персонажа, которого до него еще не было на российском ТВ. Комедийная карьера актера началась с переезда в Сочи и участия в дуэте «20:14», в составе которого Роман и его напарник стали резидентами «Comedy Club». Сейчас Роман является востребованным актером в комедийном жанре, мечтает сыграть в детском кино и принимает участие в приключенческом шоу на ТНТ «Сокровища Императора». Подробнее о поездках в Китай, строительстве дома, правильном выборе профессии и победе над тяжелой болезнью Роман рассказал в эксклюзивном интервью для «Югополиса».
Бизнес

CL Doctor: перемен требуют ваши сердца!

В Краснодар приходит медицина будущего: технологии диагностики и лечения, которые еще вчера казались фантастикой, становятся реальностью. В сердце города открылся флагманский центр хирургии и кардиологии CL Doctor.